Имя художника Леонида Владимировича Брюммера стало известным лишь после его смерти. Но своеобразный дар молодого художника был замечен корифеями живописи еще на заре творчества молодого Брюммера. Именно тогда он однажды и навсегда сделал свой выбор в пользу творчества, без которого просто не мог жить. Не заботясь о личной жизни и не размениваясь на бытовые мелочи, всего себя, без остатка отдавал он его величеству Искусству. Более тысячи картин, больших и малых работ художника, сегодня выставлены в его персональном художественном музее, открытом в год 2000-летия Тараза, города, волей судьбы ставшего последним приютом Л. В. Брюммера. И все его работы есть продукт любви художника к Искусству, его дети, благодаря которым мы знаем и изучаем творчество Л. В. Брюммера, пронизанное светом.
Леонид Владимирович Брюмер родился в 1889 в Херсоне. Талант к рисованию в сыне обрусевшего немца Владимира Александровича фон Брюммера и француженки Мари Гутьер, проявился рано. Сразу же после окончания гимназии в 1910 году он поступил в Киевское художественное училище в класс натюрморта. В 1915 году при поступлении в Императорскую художественную академию Санкт-Петербурга работы молодого художника были высоко оценены профессором А. Х. Дубровским, который отметил «редкий глаз, отличное чувство красок и колорита» и порекомендовал Л. В. Брюммеру больше работать над рисунком. Поворотным в судьбе художника явился 1917 год. Из-за своего «нерусского» происхождения Л. В. Брюммер скитался по всей России. Но малоизученная биография художника позволяет лишь догадываться о лишениях, которые пришлось ему претерпеть. Судя по сохранившимся картинам, он жил в Крыму, на Украине, в Кабардино-Балкарии. В его послужном списке значатся различные места работы: фотограф-ретушер в газете, художник-оформитель и руководитель изостудии.
В картинах этого периода красной нитью отмечена тема Природы, которая в самые трудные моменты вдохновляла художника. В его работах – теплый берег моря в Ялте, жизнеутверждающие пейзажи украинской весны и осени, суровая природа Кабардино-Балкарии. Он создает целые серии картин. Чего стоят его цветы, особенно полевые, которые Брюммер рисовал всю жизнь! Художник прекрасно меняет цвета в картинах, искусно варьируя их. Он дарит своим работам то самое, неповторимое «брюммеровское» настроение, позволяющее безошибочно узнавать их среди картин других авторов.
В 1941 году, после смерти супруги, с которой он прожил четверть века, Леонид Брюммер вместе с братом, как «лицо немецкой национальности», был выслан из Нальчика в Казахстан, в Павлодарскую область, где несмотря на трудное военное время, голод и разруху, народ жил и работал. И вместе со всеми работал Л. В. Брюммер, ни на день не забрасывая своего увлечения живописью.
Как большинство талантливых людей, живущих своей особой, не понятной другим жизнью, он оказался не приспособленным к суровой действительности: жил в одиночестве в полуразрушенной хибаре, голодал и мёрз, меняя вещи и продукты на бесценный для него тюбик довоенной краски, создавая картины, без которых просто не мыслил своей жизни.
«На днях я не утерпел и начал писать иней с натуры, холодно изрядно! Тогда я приспособился так: поставил мольберт, перед ним табуретку,на табуретку примус, чтоб он не тух, загородил куском жести. Примус греет и холст на мольберте, и палитру в руках – и можно писать».
К павлодарскому периоду относятся его миниатюрные работы, которые приходилось рисовать на фанере, фотобумаге, обложках книг. Из-за отсутствия красок он использует уголь и карандаш, тонко выписывая живые лица взрослых и детей, излучающих радость жизни вопреки всем трудностям военного времени. Какой же силой духа надо обладать, чтобы, живя в разрухе, не зачерстветь душой и дарить надежду, которой дышат картины художника?
Рассматривая его полотна, невольно чувствуешь присутствие в них божественной силы и начинаешь верить в предначертание Брюммера, испытавшего на своем веку немало трудностей, но ни йоту не отступившего от своего призвания. Он был словно «приговорен к искусству.
Прикосновение кисти Творца ощущается в работах, которые принадлежат последнему периоду жизни Л. В. Брюммера, проведенному в Джамбуле, куда он переехал в 66 лет. Несмотря на преклонный возраст, он и здесь много работает. Помимо оформительской деятельности, приносившей ему хлеб, Л. В. Брюммер неустанно пишет. И хотя профессиональные художники считают,что в работах позднего периода было утрачено первоначальное своеобразие, в них, наряду с реальностью, имеет место быть «сила жизненных ощущений», которую умел передавать Л. В. Брюммер с помощью красок. Пожилого человека с большим зонтом и этюдником в любую погоду можно было видеть то в парке, то на городской площади или берегу реки. И сегодня, благодаря художнику, мы можем вернуться в Джамбул полувековой давности и полюбоваться красотой его пейзажей.
Умер Л. В. Брюммер 1 ноября 1971 года в возрасте 82 лет в доме престарелых, завещав областному краеведческому музею около тысячи своих работ и свыше двадцати картин других художников. Он подарил музею и редкую библиотеку книг по искусствоведению, которую собирал вместе с братом 50 лет. Художник ушел, оставив после себя бессмертные творения и мечту о создании в Джамбуле (ныне Таразе) картинной галереи.
Мечта Л. В. Брюммера осуществилась. Более того, благодаря общественности города, она получила свое дальнейшее развитие. В 2000 году, при поддержке Посольства ФРГ в Казахстане, в Таразе был открыт художественный музей Л. В. Брюммера, где можно увидеть его работы и который каждый год посещают тысячи туристов и поклонников творчества художника. Чем руководствовался Л. В. Брюммер, немец и француз по крови, живший на чужбине, но так хорошо понимавший и принимавший людей любой национальности, когда он в пронзительном одиночестве тянул руку к кисти, чтобы написать свою очередную картину? А может, он, подобно Б. Пастернаку, считал, что «цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?
И судьба, как бы вознаграждая за все испытания, выпавшие на долю художника, дала возможность оценить творчество человека, который продолжает вселять жизнелюбие, радует и изменяет настроение людей. И для этого стоит прожить жизнь, пусть даже трудную… «Ангелы – всегда босые…»,- писала Марина Цветаева, и мы, с чувством светлой печали, гордимся тем, что в нашем городе жил и творил человек с предначертанной судьбой художника, который, завершив Богом отмеренный физический круг жизни, продолжает дарить свет.