Биография

biografy

Имя художника Леонида Владимировича Брюммера стало известным лишь после его смерти. Но своеобразный дар молодого художника был замечен корифеями живописи еще на заре творчества молодого Брюммера. Именно тогда он однажды и навсегда сделал свой выбор в пользу творчества, без которого просто не мог жить. Не заботясь о личной жизни и не размениваясь на бытовые мелочи, всего себя, без остатка отдавал он его величеству Искусству. Более тысячи картин, больших и малых работ художника, сегодня выставлены в его персональном художественном музее, открытом в год 2000-летия Тараза, города, волей судьбы ставшего последним приютом Л. В. Брюммера. И все его работы есть продукт любви художника к Искусству, его дети, благодаря которым мы знаем и изучаем творчество Л. В. Брюммера, пронизанное светом.

Леонид Владимирович Брюмер родился в 1889 в Херсоне. Талант к рисованию в сыне обрусевшего немца Владимира Александровича фон Брюммера и француженки Мари Гутьер, проявился рано. Сразу же после окончания гимназии в 1910 году он поступил в Киевское художественное училище в класс натюрморта. В 1915 году при поступлении в Императорскую художественную академию Санкт-Петербурга работы молодого художника были высоко оценены профессором А. Х. Дубровским, который отметил «редкий глаз, отличное чувство красок и колорита» и порекомендовал Л. В. Брюммеру больше работать над рисунком. Поворотным в судьбе художника явился 1917 год. Из-за своего «нерусского» происхождения Л. В. Брюммер скитался по всей России. Но малоизученная биография художника позволяет лишь догадываться о лишениях, которые пришлось ему претерпеть. Судя по сохранившимся картинам, он жил в Крыму, на Украине, в Кабардино-Балкарии. В его послужном списке значатся различные места работы: фотограф-ретушер в газете, художник-оформитель и руководитель изостудии.

В картинах этого периода красной нитью отмечена тема Природы, которая в самые трудные моменты вдохновляла художника. В его работах – теплый берег моря в Ялте, жизнеутверждающие пейзажи украинской весны и осени, суровая природа Кабардино-Балкарии. Он создает целые серии картин. Чего стоят его цветы, особенно полевые, которые Брюммер рисовал всю жизнь! Художник прекрасно меняет цвета в картинах, искусно варьируя их. Он дарит своим работам то самое, неповторимое «брюммеровское» настроение, позволяющее безошибочно узнавать их среди картин других авторов.

В 1941 году, после смерти супруги, с которой он прожил четверть века, Леонид Брюммер вместе с братом, как «лицо немецкой национальности», был выслан из Нальчика в Казахстан, в Павлодарскую область, где несмотря на трудное военное время, голод и разруху, народ жил и работал. И вместе со всеми работал Л. В. Брюммер, ни на день не забрасывая своего увлечения живописью.

Как большинство талантливых людей, живущих своей особой, не понятной другим жизнью, он оказался не приспособленным к суровой действительности: жил в одиночестве в полуразрушенной хибаре, голодал и мёрз, меняя вещи и продукты на бесценный для него тюбик довоенной краски, создавая картины, без которых просто не мыслил своей жизни.

«На днях я не утерпел и начал писать иней с натуры, холодно изрядно! Тогда я приспособился так: поставил мольберт, перед ним табуретку,на табуретку примус, чтоб он не тух, загородил куском жести. Примус греет и холст на мольберте, и палитру в руках – и можно писать».

К павлодарскому периоду относятся его миниатюрные работы, которые приходилось рисовать на фанере, фотобумаге, обложках книг. Из-за отсутствия красок он использует уголь и карандаш, тонко выписывая живые лица взрослых и детей, излучающих радость жизни вопреки всем трудностям военного времени. Какой же силой духа надо обладать, чтобы, живя в разрухе, не зачерстветь душой и дарить надежду, которой дышат картины художника?

Рассматривая его полотна, невольно чувствуешь присутствие в них божественной силы и начинаешь верить в предначертание Брюммера, испытавшего на своем веку немало трудностей, но ни йоту не отступившего от своего призвания. Он был словно «приговорен к искусству.

Прикосновение кисти Творца ощущается в работах, которые принадлежат последнему периоду жизни Л. В. Брюммера, проведенному в Джамбуле, куда он переехал в 66 лет. Несмотря на преклонный возраст, он и здесь много работает. Помимо оформительской деятельности, приносившей ему хлеб, Л. В. Брюммер неустанно пишет. И хотя профессиональные художники считают,что в работах позднего периода было утрачено первоначальное своеобразие, в них, наряду с реальностью, имеет место быть «сила жизненных ощущений», которую умел передавать Л. В. Брюммер с помощью красок. Пожилого человека с большим зонтом и этюдником в любую погоду можно было видеть то в парке, то на городской площади или берегу реки. И сегодня, благодаря художнику, мы можем вернуться в Джамбул полувековой давности и полюбоваться красотой его пейзажей.

Умер Л. В. Брюммер 1 ноября 1971 года в возрасте 82 лет в доме престарелых, завещав областному краеведческому музею около тысячи своих работ и свыше двадцати картин других художников. Он подарил музею и редкую библиотеку книг по искусствоведению, которую собирал вместе с братом 50 лет. Художник ушел, оставив после себя бессмертные творения и мечту о создании в Джамбуле (ныне Таразе) картинной галереи.

Мечта Л. В. Брюммера осуществилась. Более того, благодаря общественности города, она получила свое дальнейшее развитие. В 2000 году, при поддержке Посольства ФРГ в Казахстане, в Таразе был открыт художественный музей Л. В. Брюммера, где можно увидеть его работы и который каждый год посещают тысячи туристов и поклонников творчества художника. Чем руководствовался Л. В. Брюммер, немец и француз по крови, живший на чужбине, но так хорошо понимавший и принимавший людей любой национальности, когда он в пронзительном одиночестве тянул руку к кисти, чтобы написать свою очередную картину? А может, он, подобно Б. Пастернаку, считал, что «цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?

И судьба, как бы вознаграждая за все испытания, выпавшие на долю художника, дала возможность оценить творчество человека, который продолжает вселять жизнелюбие, радует и изменяет настроение людей. И для этого стоит прожить жизнь, пусть даже трудную… «Ангелы – всегда босые…»,- писала Марина Цветаева, и мы, с чувством светлой печали, гордимся тем, что в нашем городе жил и творил человек с предначертанной судьбой художника, который, завершив Богом отмеренный физический круг жизни, продолжает дарить свет.